V. МОЛОКАНЕ В АМЕРИКЕ

Противники всякого насилия молокане отказы­вались от службы в армии и в феврале 1900 года подали соответствующее прошение царю Николаю II, которое не дало никаких результатов. В мае месяце того же года обществом молокан Карсской губернии были посланы на американский континент ходоки Иван Гурьевич Самарин, Филипп Михайлович Шубин28 и Федот Семенович Бучнов с целью изучения возможности переселения в края, где молокане могут обрести религиозную свободу от воинской повинности. Эти гарантии им были обещаны и после пятимесячных странствований. Вернувшись домой, они подробно изложили обществу условия и жизнь за океаном. После долгих обсуждений сомнения многих были преодолены и начался миграционный процесс на Американский континент и особенно в США.  Учитывая хорошие климатические условия Нижней Калифорнии, которая принадлежала Мексиканским Соединенным Штатам, было решено попытать счастья и там. Поэтому, ими в марте 1905 года было направлено соответствующее прошение консулу Мексиканской Республики в   Лос-Анджелесе. В прошении отмечалось, что в Калифорнии находится около 120 28   В   конце  раздела приводится  личный дневник  Ф.М.Шубина, где подробно излагается история переселения молокан и их обустройств в Америке с предисловием П.Г.Самарина.
семей молокан, численностью 400 душ, переселившихся из Закавказья.
Эти люди являются "...передовой партией большого переселенческого движения, которое, по всей вероятности, закончится эмиг­рацией большинства членов Братства, числом около 25000 человек".29
         Излагалась просьба выделить под нужды переселенцев на льготных условиях 300000 акров пригод­ной для использования земли  и  разрешить части  молоканской общины поселиться в Мексике. Однако их ходатайство осталось без ответа. Тогда, спустя год (в феврале 1906 года), на имя министра государственного имущества Мексиканской Республики было подано вто­ричное ходатайство, где молокане просили:
- право на приобретение земельных участков в Нижней Калифорнии   и других частях Мексики;
- освобождение переселенцев от налогов и всякого рода податей сроком на двадцать лет;
- даровать им полную свободу вероисповедания; освободить их от отбывания воинской повинности; распорядиться открыть в районе Гуаделупа школу для детей переселенцев, где обучение осуществлялось бы на русском языке;
- оказать колонии переселенцев помощь либо в виде денежного вспомоществования, либо льготного кредита на десять лет для приобретения земледельческих машин, орудий, семян и скота;
- разрешить постройку лесопилки,, и мукомольной мельницы;
- назначить мировым судьей в районе, где будет основана колония, лицо, знающее русский язык и нравы переселенцев;
- по возможности оказать помощь в переселении из Закавказья и других мест лицам, желающим обосно­ваться в Мексике.
         Ввиду отсутствия какого-либо правительственного решения вопрос компактного расселения молокан в мексиканской части Калифорнии остался нерешенным, хотя немало их все же обосновалось там, но впоследствии по экономическим и некоторым другим причинам, боль­шинство из них перебралось в США. 
Таким образом, в надежде на приобретение благ в благоприятных политических, экономических и клима­тических условиях Калифорнии осела основная часть переселенцев, к  которым стали   из  Закавказья  перебираться те из единоверцев, кто имел возможность. За период 1904 -1911 годы и США их переселилось более
29  Издание "Дух и жизнь". Лос-Анжелес, 1947 год, стр. 767
3500 человек.
               Однако и здесь им пришлось столкнуться с целым рядом серьезных проблем, что не могло не оказать влияния на интенсивность миграционного процесса. В Закавказье все они имели свои земельные наделы, крепкие хозяйства и приличное материальное положение. В Америке же они столкнулись с незнакомыми им порядками, чужим языком и обычаями. Не имея земли, не в состоянии ее приобрести и занести своё хозяйство, многие из них стали заниматься подельной работой в городах, устраиваться на предприятия, исполнять непривычные им обязанности. Опять, как много десятилетий назад, им надо было начинать все сначала. Большой опорой для них была вера, которая их объединяла и помогала выживать, сохраняя свои  нравы, язык, обычаи.
         Если вопрос материального положения их разре­шался в основном ими самими, их трудолюбием, чест­ностью и добросовестностью (качествами весьма почита­емыми в США), то решение вопроса освобождения их от воинской повинности не зависел от их желания и качеств. Начало Первой Мировой войны и вступление в нее США нанесло удар по их принципам, призывающим отка­зываться от воинской повинности.
               В мае 1917 года, в соответствии с принятым законом, была назначена перепись (регистрация) молодых людей и по жеребьевке набор в солдаты. Это заставило глав 259 молоканских семей составить и опубликовать обращение с изложением своих убеждений против службы в армии и участия в войне. В обращении отмечалось, что моло­канская вера запрещает участвовать в любых насильст­венных мероприятиях, носить оружие и убивать людей. В конце мая 1917 года в Вашингтон были отправлены три ходока с соответствующими прошениями к Президенту США Вудро Вильсону, военному министру и Российскому Посольству в США.
         В прошениях опять же излагались мотивы отказа от службы в армии и делались ссылки на то, что они являются для США иностранцами, на которых не должна распространяться воинская повинность.
         Ходоки были приняты в военном департаменте, где им письменно разъяснили, что регистрация молодых лю­дей еще не означает мобилизации на воинскую службу. Вопрос же освобождения от нее возможен в связи с нали­чием в США соответствующего закона для лиц, отно­сящихся к религиозным сектам, исповедывающим отказ от ее несения.
         В Российском Посольстве в США представителям молокан разъяснили, что:          
- закону   о   воинской   повинности    подлежат   лица,  имеющие   гражданство   США   или    заявившие   свое желание быть таковыми. Поэтому от воинской службы могут быть освобождены лишь те из молокан, которые еще сохранили  российское гражданство;
- законом предусматривается освобождение от воинской повинности членов религиозных сект, вероучение которых воспрещает участие в войне;
- закон обязывает всех лиц, проживающих в США в возрасте от 21 до 31 лет включительно, независимо от того, гражданами какой страны они являются, проходить регистрацию. Поэтому рекомендовалось  всем членам молоканской общины в возрасте 21-31 год пройти регистрацию, сообщив о себе все необходимые данные. Смешивать же понятие воинской повинности и регистрации - не следует.
         Несмотря на разъяснения, некоторые члены общины отказались исполнить требования Закона о регистрации, за что были привлечены к судебной ответственности  и осуждены.
         После завершения Первой Мировой войны осуж­денные были   амнистированы и   освобождены.  В глазах единоверцев эти люди стали символом борьбы за истинно Христианскую веру.
Непризнание воинской службы и её материальной поддержки было настоль велико, что члены молоканской общины отказались от приобретения облигаций пяти военных займов, несмотря па то, что лицам, не купившим облигации, угрожал отказ от приема на любую работу. Руководители общины обратились в правительственные органы с просьбой учесть их религиозные убеждения и заменить обязанность приобретения облигаций военного займа на добровольные посильные пожертвования для нужд благотворительного назначения. Предложение было принято и членам секты вручались особые свидетельства, удостоверяющие, что вероучение этих лиц запрещает участие в войне и материальную помощь ей. Потому они освобождаются от приобретения облигаций военного займа с заменой его на добровольные посильные пожертвования для нужд благотворительности.
         Труд, воздержание и честность помогли им обзавестись хозяйством, стать полноправными членами общества и перенести все невзгоды неспокойных двад­цатых и тридцатых годов, когда грандиозные экономичес­кие кризисы потрясали Америку. Многие из них зани­маются фермерством, другие имеют небольшие произ­водства, недвижимость и работу в городах, имеются и торговцы, и служащие и др. В условиях свободной страны каждый нашел себе приют и признание. Наиболее значи­тельный массив их расселен в Лос-Анджелесе и его окрестностях, в Сан-Франциско, штатах Аризона, Орегон и мно­гих других. Общины молокан многочисленны и зажи­точны. На молебны по воскресеньям их члены съезжаются семьями за многие десятки миль. Большинство из них уже не владеют свободно родным языком, а используемый ими русский язык существенно отличается от современного и сохраняет стиль и самобытность русского языка столетней давности.
         Труднее им читать и священные писания на русс­ком языке. В их письмах к своим родственникам в далекую Россию или Закавказье они нередко прибегают к исполь­зованию слов английского языка. Но, отходя от родного языка, они крепко сохраняют нравы, обычаи и веру своих предков. Держат они связь с общинами молокан, разбросанными по миру, оказывают материальную и вся­ческую другую помощь друг другу.

Другие материалы подшивки